8 апреля, 2020

Анализ стратегий женского поведения в профилактике ранних и внебрачных половых связей и кризисной беременности

Тема про верность, любовь, отношения звучит в очень многих источниках. Человеческая культура наполнена желанием понять эти  явления человеческой души, жизни. Предлагаю рассмотреть эти явления в узком психологическом контексте, связанном с использованием ошибочных стратегий.

Какую ошибочную женскую стратегию используют девушки? Гипотезы в качестве ответов разные: «легкое, мало осознанное отношение к сексуальному контакту»; «нет правильной установки на семейную жизнь»; «дефицит ответственности»; «безответственное отношение к себе»; «иллюзия серьезных отношений»; «негативный личный опыт из родительской семьи»; «нереалистические ожидания от отношений»; «зависимость».

Теперь давайте рассмотрим причины этой ошибочной женской стратегии. Рассмотрим две группы причин, условно назовем их причины «плохих» и «хороших» девочек. Не хочу, чтобы вы воспринимали слова «плохая девочка» и «хорошая девочка» в аспекте этической оценки. Используем их, чтобы проблематизировать ситуацию и увидеть разную мотивацию.

Причины:

«Плохие девочки». Почему?

-Часто не знают другой модели поведения (вынесли из семьи и ближайшего окружения).

-Неразвитый внутренний мир. К сожалению, объективность такова, что у данной  категории накапливается очень много разного рода проблем развития: материнская депривация, педагогическая запущенность, незрелость и другие личностные особенности.

-Девушка может уже иметь негативный опыт с мужчинами (обман, использование, насилие, произошедшее над ней). Мы должны понимать, что обязательно у негативного опыта будет следствие, какая-то травма и определенные  личностные черты, которыми она будет травму компенсировать.

-Появившаяся как следствие и психологическая защита – циничность к отношениям, возможный даже промискуитет (частая, беспорядочная смена половых партнеров). Промискуитет напрямую может быть следствием душевной травмированности (обмана, использования, насилия и от мужчин (даже в юном возрасте), и от родителей, и от окружающих).

-Желание быть независимой и взрослой (но при этом характерно попадание в другие зависимости – наркотические, алкогольные, а также психологические, в том числе от секса и от дисфункциональных отношений).

Почему «хорошие девочки» оказываются в таких ситуациях?

Ряд причин, может прозвучать парадоксально:

-Развитый внутренний мир.

-Идеализация других людей и идеализация отношений, в том числе с мужчиной.

-Сказки, художественная литература, кинофильмы, песни. Конечно. Сами по себе они не являются чем-то негативным, но трансляция хороших ценностей при дефиците адекватного межличностного механизма передачи от поколения к поколению опыта выстраивания отношений, которая сейчас нарушена, порождают некоторые черты наивности и ожидания в девушке что случится «как в кино».

-Ложная скромность и ложная хорошесть как желание соответствовать общественному мнению, особенно если это мнение авторитета. Подросткам очень важно иметь авторитетное лицо, очень важно иметь идеал, к которому они стремятся,  на кого пытаются походить, у кого пытаются учиться. И тут у девушки может формироваться ложный образ того, какой нужно быть, чтобы соответствовать мнению авторитета либо просто общественному мнению.

Общие причины для этих условных групп:

-«Волшебство» (гипноз) самих слов «любовь», «верность», «преданность». Это очень чистые, хорошие слова, и они создают определенный гипноз, особое психологическое состояние.

-Само состояние влюбленности – как желание быть вместе с объектом привязанности и влечения. Это уже само по себе состояние, которое ко многому может подвигнуть молодого человека.

-Присвоение дисфункциональных общественных установок, формирующих (сознательно, а чаще бессознательно) стратегии женского поведения.

-Нарушение и дефицит в формировании привязанности к родительским объектам (очень ранняя привязанность к матери, родителям) и бессознательный поиск в более взрослом возрасте (подростковом, юношеском, взрослом) «надежного» идеализированного  объекта. Инфальтивная потребность к «слиянию» с матерью – возможная для младенца (при «достаточно хорошей» матери), но не возможная до конца к реализации во взрослости. И девушка или молодой человек, т.к.был дефицит, они эту потребность ощущают. Эта потребность  может быть очень сильной, выступать очень большим двигателем в формировании их отношений с противоположным полом и даже семейных отношений.

Основные задачи консультирования подростков и молодежи:

-Учить видеть мир с детства реальным (не однобоким, не идеализированным), но не становясь при этом циничным и с глухой броней. Не теряя ценности таких понятий, как любовь, верность, подвиг, и  другого хорошего в себе. Стоит заметить, что никогда опасностей не было меньше6тбыли и недоброжелательные люди, и маньяки, и какие-то тревожные ситуации, когда ребенок должен с детства быть готов к возможной встрече с ними.

-Обязательно учить в любом возрасте при принятии решения сначала сканировать реальность и использовать оберегающие стратегии, и потом только совершать  поступок. Потому что любой поступок, даже самый незначительный, тем более если это серьезный выбор, может очень значимо отразиться на жизни молодого человека.

Психологические мишени в работе консультанта:

Формирование реалистичного восприятия и установок на себя, мужчин/женщин, отношения, окружающих людей (речь идет не только о девушках, какие-то вещи мы можем адресовать и мальчикам, молодым людям, мужчинам).

Учиться выбирать пару, узнавая человека, а не брать «первого».

Обучать молодую девушку, да и молодого человека оберегающим стратегиям. В том числе необходимо обсуждать рискованное и провоцирующее сексуальное поведение.

-Принятие себя, проявление заботы о себе. Что это? Часто мы сталкиваемся с девушками, у которых занижена самооценка. Она оказывается настолько шаткой, что требует постоянное  подтверждение от окружения, от ее подростковой или юношеской группы, от всех близких и даже от мнения улицы и социальных сетей. За такой самооценкой  стоит как раз неумение принять себя, проявить о себе заботу, дефицит ощущения собственной ценности.

Учиться быть «независимой» от внимания и любви, в том числе внимания и любви мужчин. Эта тема связана с темой самооценки девушки и ценности в своих глазах как женщины. Данное качество пригодится как жизненная стойкость, в том числе в браке, даже самом крепком.

Уверенность в себе и своей женской ценности.

Обсуждение и анализ стратегий полоролевого поведения девушки.

Психолог УЗ «Хотимская ЦРБ»                                               Т. Н.Силина