8 апреля, 2020

С 13 по 24 апреля 2020 года проходит республиканская профилактическая акция «Дом без насилия!»

Цель: вовлечь широкие слои населения в оказание помощи и содействия государственным органам в решении проблем насилия в семье с применением к лицам асоциального поведения мер индивидуальной профилактики правонарушений.

Задачи:

1.Довести до граждан информацию о возможностях государственных органов и общественных объединений в решении  проблем насилия в семье, положения Закона Республики Беларусь от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».

2.Принять меры профилактического воздействия к лицам, совершающим насилие в семье.

Созависимое поведение и психологический паттерн поведения «пре­следователь – жертва – спасатель»

В семьях, где происходит насилие, зачастую мы можем наблюдать соза­висимое поведение.

«Созависимость – это постоянная концентрация мысли на ком-то или чем-то и зависимость (эмоциональная, социальная, физическая) от челове­ка или объекта. Иногда эта зависимость от другого человека становится па­тологическим состоянием, влияющим на все другие взаимоотношения», – Уэкшайдер – Круз.

«Созависимость – это эмоциональное, психологическое и поведенче­ское состояние, развившееся в результате подверженности длительному стрес­су и использование набора подавляющих правил – правил, которые не позволя­ют открыто выражать свои чувства, прямо обсуждать личные и межличностные проблемы», – Сабби.

Созависимость распознается, когда человек длительное время находит­ся в высоко стрессовом семейном окружении, включающем алкоголизм одного из членов.

Травмированный человек зачастую попадает в психологический треу­гольник или бессознательно разыгрывает схему «жертва – спасатель – пресле­дователь».

Травма создает резкий водораздел между жертвой и насильником. Бо­лее того, если индивид рассматривается исключительно как жертва, то психо­терапевт становится спасителем, и оба объединяются в своем противостоянии по отношению к нападающей стороне. «Однако, помимо того, что этот зам­кнутый треугольник отнимает силу у «жертвы», он стремится сохраниться вечно, создавая бесконечные вариации, при которых различные люди исполняют одинаковые роли, например, профессионал (спаситель) может воспринимать выжившего (жертву) как насильника, когда тот предъявляет ему все более не­разумные требования; помимо того, пара, состоящая из спасителя и жертвы, может порождать новых насильников, от которых они будут вынуждены защи­щаться; к ним относятся, например, руководители соответствующих служб и другие лица, которые не оказывают паре ожидаемую ею безусловную поддержку, которую она деспотически требует».

Жертва – это такой человек, который:

– всем своим видом демонстрирует, что он пострадал и за это все долж­ны ему помогать, жалеть, сочувствовать;

– ведет себя, как будто ожидает новой травмы;

– на вопрос, как дела, отвечает: «Как всегда, плохо», – это ключевая фра­за, позволяющая сразу же узнать жертву;

– роль жертвы – это роль безответственности: действительно, какой от нее прок, если и так ей досталось (как можно от нее требовать чего-либо?).

Спасатель – это человек, который:

– всех утешает, всем приходит на помощь (даже когда его об этом не просят), он больше всего на свете любит помогать другим;

– играя эту роль, подчеркивает свою значимость (быть спасателем очень почетно), другая выгода – вечная признательность и зависимость жертвы от спа­сателя;

– руководствуется девизом: «Спасай всех, даже если спасаемый – про­тив». Ему нет никакого дела до спасенного, ему важно, чтобы он чувствовал, ка­кой он хороший и благородный.

Характерная черта спасателей: они приносят себя в жертву, когда их об этом не просят, а затем требуют благодарности. Спасатели очень часто – это бывшие жертвы. Не имея возможности помочь себе, они начинают помогать другим.

Спасатель, как и профессиональная жертва, получает психологические выгоды (и немалые) от этой роли. Иногда спасатель может превратиться в пре­следователя, особенно когда он пытается сделать другому «хорошо» насильно.

Бессознательная структура ролей «преследователь – жертва»

Жертва превращается в преступника, жертва и преступник могут быть вполне представлены в одной и той же персоне. Можно сделать вывод о том, что постоянная агрессия, когда она действительно имеет психопатологические последствия, будет позже проявляться в двоякой идентификации: и с жертвой, и с палачом.

Психолог УЗ «Хотимская ЦРБ»                                                        Т. Н. Силина