23 ноября, 2020

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПОСТРАДАВШЕГО/ЕЙ И АГРЕССОРА

Переживающие домашнее насилие женщины имеют много причин, по которым они продолжают оставаться в ситуации насилия. Среди индивидуаль­ных, системных и социальных препятствий, стоящих перед жертвами домашне­го насилия, это:

1. Страх

Виновники обычно угрожают найти жертву, причинить ей вред или убить, если она разорвет отношения. Для многих жертв этот страх становится реальностью, когда после ухода продолжается их преследование партнерами. Ранее со стороны органов охраны правопорядка, юридической системы и соци­альных служб, которые должны были заниматься случаями домашнего насилия, никакой помощи и защиты в этом вопросе не оказывалось. Недостатки системы и неудачные прошлые попытки жертв домашнего насилия найти помощь приве­ли к тому, что многие из них считают: от виновника их не защитят и им безопас­нее оставаться дома. В настоящее время имеется растущая тенденция юриди­ческой защиты и общественной поддержки этих жертв.

2. Изоляция

Один из эффективных видов тактики, используемый виновниками для установления контроля над жертвами, – изолировать их от систем поддерж­ки. В результате некоторые жертвы не знают о существовании услуг или людей, которые могут им помочь. Многие уверены, что они одиноки в их борьбе с на­силием. Эта изоляция усиливается, когда общество навешивает на них ярлык «мазохистов» или «слабаков», не уходящих от виновника. Часто жертвы отгора­живаются от друзей и родственников, стыдясь за допущенное над собой наси­лие, или хотят таким образом защититься от жестокости других людей.

3. Финансовая зависимость

Некоторые жертвы не имеют никакого дохода, и им не давали получить образование или работу. Жертвы, не имеющие необходимых навыков работы или образования, транспорта, доступа к приемлемому детскому саду, безопас­ного места проживания и возможностей обращаться к врачу, стоят перед очень ограниченным выбором. Нищета и недостаточная экономическая поддержка со стороны могут представлять собой огромные проблемы для жертв, нуждаю­щихся в безопасности и стабильности. Часто жертвы оказываются в положении выбора между потерей дома, жизнью в бедных и небезопасных сообществах и возвращением к своему жестокому партнеру.

4. Вина и стыд

Многие жертвы уверены, что сами виноваты в насилии. Виновник, род­ственники, друзья и общество иногда укрепляют эту уверенность, обвиняя жерт­ву в провоцировании насилия и в том, что она не предотвратила его. Жертвы на­силия редко хотят, чтобы их родственники и друзья  знали, что они подвергаются насилию со стороны партнера, и боятся, что люди будут их критиковать за то, что они не уходят из этих отношений. Вина и стыд могут особенно ощущаться теми, кого обычно не признают жертвами домашнего насилия. Среди них могут быть мужчины, партнеры лиц, занимающих видное положение, например, священников или работников правоохранительных органов.

5. Эмоциональная и физическая ущербность

Виновники часто используют ряд психологических стратегий, чтобы сни­зить самооценку жертвы и ее эмоциональную силу. Чтобы выжить, многие жерт­вы начинают воспринимать реальность через парадигму агрессора, становятся эмоционально зависимыми и считают, что не в состоянии функционировать без своего партнера. Психологическое и физическое домашнее насилие может также влиять на функциональность жертвы и ее психическую стабильность. Это может сделать процесс ухода и планирование безопасности сложными для жертв, ко­торые могут находиться в депрессии, иметь физическую травму или переживать суицидальное настроение. Жертвы, имеющие физические недостатки или отста­вание в развитии, особенно уязвимы, потому что их недостаток может усилить эмоциональную, финансовую и физическую зависимость от жестокого партнера.

6. Система личностных убеждений и культурные препятствия

Личные, семейные, религиозные и культурные ценности жертв домашне­го насилия часто связаны с их решениями об уходе или сохранении отношений на основе насилия. Например, жертвы, которые твердо верят в святость брака, могут даже не рассматривать развод или отдельное проживание в качестве ва­рианта избавления от насилия. Их религиозные убеждения могут сказать им, что развод – это плохо. Некоторые жертвы домашнего насилия считают, что дети все еще должны быть с их партнером и что развод нанесет им эмоциональный вред.

7. Иллюзии

Как большинство людей, жертвы домашнего насилия многое вложили в свои отношения и часто борются за то, чтобы сделать их здоровыми и любящи­ми. Некоторые жертвы надеются, что насилие остановится, если они станут тем, чего от них хочет партнер. Другие верят в обещания партнера измениться. Иде­ализация отношений может дать жертве повод думать, что ее партнер способен быть заботливым, добрым и спокойным. Женщины и другие члены семьи или же даже в целом сообщества могут прощать насильственное поведение, потому что они считают, что агрессор имеет над ними и детьми безграничную власть.

8. Услуги в сообществе и общественные ценности

Для жертв, которые готовы уйти и хотят защиты, существуют разнообраз­ные бюрократические барьеры, которые усложняют побег от насилия. Сообще­ства, чьих ресурсов и услуг для защиты жертв насилия недостаточно, чье реагиро­вание на домашнее насилие фрагментарно, является неэффективными, так как не может предоставить жертвам и их детям реалистичные или безопасные решения.

Психолог УЗ «Хотимская ЦРБ»                                                       Т. Н. Силина