Неудовлетворение жизненных потребностей детей является результатом нежелания или неспособности родителей удовлетворять основные физические, медицинские и эмоциональные потребности ребенка и его потребность в безопасности. Неудовлетворение жизненных потребностей детей может привести к нанесению ребенку серьезной травмы, отставанию в развитии, возникновению серьезных заболеваний, а в ряде случаев и к смерти. Согласно недавно проведенным статистическим исследованиям, от неудовлетворения жизненных потребностей ежегодно умирает больше детей, чем от жестокого обращения. Неудовлетворение жизненных потребностей детей зачастую не столь очевидно для неискушенного наблюдателя, вследствие этого оно труднее поддается выявлению и привлекает к себе меньше внимания, чем жестокое обращение с детьми.
Поведенческие и эмоциональные показатели могут подсказать специалисту, что в семье не удовлетворяются жизненные потребности ребенка, даже в отсутствие ясных физических свидетельств заболеваний или травм.
Очень много детей, жизненные потребности которых не удовлетворяются, характеризуются отставанием в развитии по всем направлениям. Степень отставания можно установить, сравнив уровень развития ребенка с уровнем развития нормального ребенка его возраста. У детей, жизненные потребности которых не удовлетворяются, может отмечаться отставание (от небольшого до значительного) в физическом/моторном развитии, развитии познавательных способностей (в связи с чем они часто плохо успевают в школе), развитии социальных навыков и навыков межличностного общения, и эмоциональном развитии. У детей, жизненные потребности которых удовлетворяются крайне плохо, может развиться умственная отсталость.
Дети, жизненные потребности которых не удовлетворяются, часто обладают замедленной реакцией, ведут себя безмятежно, апатично, скучно, не проявляют любопытства, не интересуются тем, что их окружает. Они не пытаются завязать отношения с другими людьми, не стараются как-то выделиться в общении с ними. Они часто не играют или играют без какого бы то ни было энтузиазма. В случаях крайне плохого удовлетворения их жизненных потребностей дети могут проявлять признаки депрессии.
Ребенок может казаться голодным или вечно уставшим. Некоторые дети, которых плохо кормят, стремятся восполнить недостаток пищи путем воровства или попрошайничества.
Некоторые дети, жизненные потребности которых не удовлетворяются, могут не контролировать свое поведение в силу отсутствия ограничений со стороны взрослых, которые обязаны обеспечивать уход за ними. Они также могут проявлять различные поведенческие проблемы, находиться в тревожно-мнительном состоянии, демонстрировать другие признаки эмоционального истощения. В некоторых случаях их поведение отличается напускной храбростью.
Плохая успеваемость в школе может являться показателем неудовлетворения жизненных потребностей ребенка, особенно если он не может скон-
центрироваться, засыпает на уроках, не проявляет интерес к школьной жизни. Низкая успеваемость сама по себе не может считаться результатом неудовлетворения жизненных потребностей ребенка, однако может стать еще одним подтверждением того, что о ребенке плохо заботятся, в сочетании с другими показателями.
Психолог УЗ «Хотимская ЦРБ» Т. Н. Силина