11 марта, 2021

Домашнее насилие. Неудовлетворение жизненных потребностей детей

Неудовлетворение жизненных потребностей детей является резуль­татом нежелания или неспособности родителей удовлетворять основные фи­зические, медицинские и эмоциональные потребности ребенка и его потреб­ность в безопасности. Неудовлетворение жизненных потребностей детей может привести к нанесению ребенку серьезной травмы, отставанию в раз­витии, возникновению серьезных заболеваний, а в ряде случаев и к смерти. Согласно недавно проведенным статистическим исследованиям, от неудовлетворения жизненных потребностей ежегодно умирает больше детей, чем от жестокого обращения. Неудовлетворение жизненных потребностей детей зачастую не столь очевидно для неискушенного наблюдателя, вследствие это­го оно труднее поддается выявлению и привлекает к себе меньше внимания, чем жестокое обращение с детьми.

Поведенческие и эмоциональные показатели могут подсказать специалисту, что в семье не удовлетворяются жизненные потребности ребенка, даже в отсутствие ясных физических свидетельств заболеваний или травм.

Очень много детей, жизненные потребности которых не удовлетворя­ются, характеризуются отставанием в развитии по всем направлениям. Степень отставания можно установить, сравнив уровень развития ребенка с уровнем развития нормального ребенка его возраста. У детей, жизненные потребности которых не удовлетворяются, может отмечаться отставание (от небольшого до значительного) в физическом/моторном развитии, развитии познавательных способностей (в связи с чем они часто плохо успевают в школе), развитии соци­альных навыков и навыков межличностного общения, и эмоциональном разви­тии. У детей, жизненные потребности которых удовлетворяются крайне плохо, может развиться умственная отсталость.

Дети, жизненные потребности которых не удовлетворяются, часто обла­дают замедленной реакцией, ведут себя безмятежно, апатично, скучно, не про­являют любопытства, не интересуются тем, что их окружает. Они не пытаются завязать отношения с другими людьми, не стараются как-то выделиться в обще­нии с ними. Они часто не играют или играют без какого бы то ни было энтузиаз­ма. В случаях крайне плохого удовлетворения их жизненных потребностей дети могут проявлять признаки депрессии.

Ребенок может казаться голодным или вечно уставшим. Некоторые дети, которых плохо кормят, стремятся восполнить недостаток пищи путем во­ровства или попрошайничества.

Некоторые дети, жизненные потребности которых не удовлетворяются, могут не контролировать свое поведение в силу отсутствия ограничений со сто­роны взрослых, которые обязаны обеспечивать уход за ними. Они также могут проявлять различные поведенческие проблемы, находиться в тревожно-мни­тельном состоянии, демонстрировать другие признаки эмоционального исто­щения. В некоторых случаях их поведение отличается напускной храбростью.

Плохая успеваемость в школе может являться показателем неудовлет­ворения жизненных потребностей ребенка, особенно если он не может скон-

центрироваться, засыпает на уроках, не проявляет интерес к школьной жизни. Низкая успеваемость сама по себе не может считаться результатом неудовлетворения жизненных потребностей ребенка, однако может стать еще одним подтверждением того, что о ребенке плохо заботятся, в сочетании с другими показателями.

Психолог УЗ «Хотимская ЦРБ»                                                       Т. Н. Силина