На протяжении своей жизни человек часто переживает разнообразные кризисные ситуации: смерть члена семьи, разрыв отношений с партнером, финансовые потери, тяжелые болезни, профессиональные неудачи, увольнение с работы, выход на пенсию и множество других.
Многие из этих событий связаны с тяжелыми чувствами вины, горя, стыда, ощущениями «потери смысла» и невосполнимости утраты и другими. В большинстве случаев люди способны находить в себе силы справиться с переживаниями и адаптироваться к новым жизненным ситуациям и своему месту в мире. Часто это трудно сделать в одиночку. Находясь в состоянии душевного конфликта, тяжелых внешних обстоятельств, страданий, связанных с болезнью, человек часто не способен объективно оценить свое состояние. Например, страдания кажутся бесконечными, хотя в большинстве случаев любая боль постепенно утихает; человек может не находить иных выходов из ситуации («либо смерть, либо верните мне потерю»), хотя они всегда существуют (пережить чувства, связанные с потерей, и адаптироваться к новой реальности существования).
В развитии суицидального акта играют роль также другие эмоции – гнев, обида, страх. В таких ситуациях акт самоубийства и попытки самоубийства становятся, как бы, способом «отмщения обидчику», «доказательства» своей компетенции, попыткой «вернуть» любимого. Естественно, этот способ непродуктивен и весьма трагичен: есть очень много возможностей выразить людям все свои чувства и мнения о них, не прибегая к насилию над собой и над ними.
Уровень психологической устойчивости по отношению к стрессогенным факторам, варьирующий от одной личности к другой, определяет личностный аспект проблемы.
Самостоятельным социальным фактором является отношение общества к аутоагрессивному поведению и психологической помощи. Психология суицидального поведения сложна и очевидно то, что помощь в кризисе могут и должны оказывать подготовленные специалисты: психологи и психотерапевты.
Однако и поддержка других может оказаться тем спасательным кругом, который помогает человеку выжить.