3 марта, 2021

Эпидемиология, этиология, клиника наркоманий

Наркомании (токсикомании) ­ сборная rруппа хронических заболе­ваний, характеризующихся патолоrическим влечением к различным пси­хоактивным веществам (ПАВ), изменением толерантности и развитием к ним, а также выраженными медико-социальными послед­ствиями.

Большое значение, которое придается выявлению, лечению и профи­лактике наркоманий (токсикоманий), определяется следующими при­чинами:

1. Высокая смертность больных наркоманиями (токсикоманиями), обусловленная передозировками ПАВ, несчастными случаями в состоянии наркотическоro (токсическоro) опьянения, различными соматическими заболеваниями, являющимися результатом наркотизации, часты­ми самоубийствами.

2. Выраженные медицинские последствия злоупотребления наркотическими средствами или друrими ПАВ: соматические и невролоrические осложнения, изменения личности.

З. Социальная “заразность” наркоманий, которые моryт распрост­раняться подобно зпидемиям и поражать широкие слои населения.

4. Высокая криминоrенность больных наркоманиями, что связано, в первую очередь с изменениями их личности и морально­этическим снижением. Наряду с криминоrенными действиями, совершаемыми с цe­лью приобретения наркотиков, часто наркоманы совершают обществен­но опасные действия в связи с психотическими состояниями, развив­шимися в результате употребления наркотических средств.

Сообщаемые данные о злоупотреблении наркотиками широко варьируются, частично и потому, что применяются различные методы оценки. Однако некоторые данные признают все исследователи. Количество наркоманов велико в неблагополучных районах больших городов. К группе риска относятся молодые люди, особенно выпускники школ. Среди пациентов наркологических клиник в крупных городах много безработных, не имеющих стабильных социальных связей и ведущих беспорядочный образ жизни. С другой стороны, многие молодые наркоманы работают, и употребление ими наркотиков — преходящее явление в их жизни (Plant 1975).

В этиолоrии и rенезе зависимостей от ПДВ учитывают комплекс био­лоrических, психолоrических и социальных факторов. Алкоrолизм и дpy­rие болезни зависимости лучше Bcero соответствуют понятию мульти­факториальных заболеваний. Для мультифакториальных заболеваний был предложен термин «подверженность». Подверженность отражает врожденную тенденцию к развитию болезни, Т.е. восприимчивость или уязвимость, rенетическую предрасположенность и всю комбинацию внешних обстоятельств, которые обеспечивают «большую или меньшую вероятность развития заболевания». Подверженность ­ это вероятность заболевания, которая детерминирована всей совокупностью внешне­ и внутрисредовых факторов. Существенная роль отводится психолоrическим теориям. Это направ­ление обычно включает изучение преморбидной личности больных ал­коrолизмом и наркоманиями, а также сравнительное изучение rрупп высокого и низкоrо риска развития зависимостей, каковыми являются дети больных алкоrолизмом либо наркоманиями (rруппа высокого рис­ка) и контрольная rруппа, состоящая из сверстников того же пола, про­ исходящих из семей не больных нарколоrическими заболеваниями po­ дителей (rруппа низкоrо риска). По данным ряда авторов, к злоупотреблению алкоrолем предраспо­ ложены недостаточно орrанизованные личности, неспособные справ­ляться с тревоrой, напряжением социально приемлемыми путями. Bыc­казывалось мнение, что внушаемость, ранимость, тревожность, неприс­пособленность к практической жизни, инфантильность предрасполаrа­ют к алкоrолизму (цит. по ЮЛЛисицын, П.И.Сидоров, 1990).

Для личности больных с синдромом зависимости типичны следующие oco­бенности:

­-слабость Эrо с недостаточной идентификацией собственной половой принадлежности, психопатические черты, враждебность, негативная концепция собственноro Я, незрелая импульсивность, низкий уровень толерантности к фрустрациям;

­-усиление возбудимости, повышенная чувствительность, склонность к ипохондрии, страх смерти; -выраженная полезависимость, что увеличивает пассивность, общую змоциональную зависимость;

­-невротические признаки с проявлением страха, депрессии, истерии и склонности к ипохондрии.

Клиника наркоманий (токсикоманий) представлена тремя основными синдромами:

1. Психическая зависимость.

2. Физическая зависимость.

З. Толерантность.

Психическая зависимость ­ это болезненное стремление непре­рывно или периодически принимать наркотический или друrой психо­активный препарат с тем, чтобы испытать определенные желаемые ощу­щения либо снять явления психическоrо дискомфорта. Психическая зависимость возникает во всех случаях систематическoгo употребления наркотиков, но может развиться  после однократнoгo их приема.

Физическая зависимость ­ это состояние перестройки всей функ­циональной деятельности орrанизма в ответ на хроническое употреб­ление наркотических или друrих психоактивных веществ. Проявляется выраженными физическими и психическими нарушениями, коrда прием наркотика прекращается или кorдa ero действие нейтрализуется спе­цифическими антаrонистами. Эти нарушения обозначаются как “синд­ром отмены”, “синдром лишения” (withdrawal синдром), абстинентный синдром. Они облеrчаются или полностью купируются новым введени­ем данного наркотика либо вещества со сходным фармаколоrическим действием. Физическая зависимость является сильным фактором в подкреплении влияния психической зависимости на непрерывное использование наркотических препаратов или в возврате к употреблению пос­ле совершенной отмены.

Толерантность. Изменение толерантности. Под измененной толерантностью подразумевается состояние адап­тации к наркотическим или друrим одурманивающим веществам, xapaктеризующееся уменьшенной реакцией на введение тoro же caмoгo количества наркотика. Для достижения прежнеrо эффекта требуется бо­лее высокая доза вещества.

Опиоиды

Эта группа наркотиков включает в себя  морфин, героин, кодеин и синтетические  анальгетики, такие как петидин, метадон и дипипанон. Применение этих препаратов в медицине  основано прежде всего на их мощном анальгетическом действии, а злоупотребление — на том, что они вызывают эйфорию. В прошлом  злоупотребление морфином было широко распространено в западных странах, но затем он был в  значительной степени, заменён героином, обладающим чрезвычайно сильным эйфоризирующим  действием, особенно если его вводить внутривенно. Хотя некоторые люди время от времени  принимают героин, не становясь зависимыми от него, зависимость развивается быстро при регулярном употреблении, особенно если наркотик вводится внутривенно. Наряду с эйфорией и анальгезией эти наркотики вызывакуг угнетение дыхания, запор, ухудшение аппетита и снижение либидо. Толерантность развивается быстро, что приводит к необходимости увеличения дозы. Толерантность неодинаково развивается в отношении  отдельных эффектов наркотика, запор часто бывает и тогда, когда другие эффекты уже ослаблены. С прекращением приема наркотика толерантность вскоре снижается, и доза наркотика, принятая после периода абстиненции, воздействует сильнее, чем до перерыва. Это может привести к  опасному, иногда смертельному, угнетению дыхания, если прием наркотика после перерыва  (например, после пребывания в больнице или тюрьме) возобновляется в прежней, ранее переносимой (на фоне развившейся тогда толерантности) дозе. Симптомы абстиненции редко угрожают  жизни человека с удовлетворительным здоровьем, хотя могут причинять ему сильные страдания, заставляя добывать очередные дозы наркотика. Симптомы абстиненции таковы: очень сильная тяга к наркотику, беспокойство и бессонница; боль в мышцах и суставах; выделения из носа и глаз; потливость; колики в животе; рвота и  понос; пилоэрекция; расширенные зрачки;  учащенный пульс; нарушение терморегуляции. Эти  явления обычно начинаются примерно 6 часов спустя после приема последней дозы, достигая максимальной интенсивности через 36-48 часов, а затем исчезают.

КАННАБИС

Каннабис готовят из конопли посевной (Сапnabis sativa). Он употребляется либо в виде  засушенных частей растений, в форме, известной как марихуана, или «травка», либо в виде смолы, выделяемой цветущими верхушками женского растения. Каннабис содержит ряд фармакологически активных веществ, из которых наиболее мощным психоактивным компонентом является дельта-1-тетрагидроканнабинол. В некоторых частях Северной Африки и Азии продукты  каннабиса употребляются так же, как алкоголь в странах Запада. В Северной Америке и Британии распространено нерегулярное употребление каннабиса. Вероятно, большинство употребляющих его людей не принимают никаких других  нелегальных наркотиков, но некоторые из них  злоупотребляют алкоголем. Действие каннабиса варьирует в зависимости от дозы, от ожиданий принявшего наркотик человека, от его  настроения, а также социального окружения. Иногда описывают «состояние подъема» после приема каннабиса, но на самом деле он, как и алкоголь, по-видимому, лишь усиливает существовавшее до его приема настроение — как повышенное, так и депрессию. Люди, употребляющие  каннабис, говорят об обостренном восприятии  эстетических впечатлений, а также об искажении  чувства времени и пространства. При этом у человека возможны покраснение глаз, сухость во рту, тахикардия, раздражение дыхательных  путей и кашель. Интоксикация каннабисом представляет опасность для водителей машин. Хотя сообщалось о синдроме абстиненции после длительного употребления каннабиса,  напоминающем абстиненцию при отнятии  бензодиазепинов (Tunving 1985), данные об этом  синдроме не вполне определенны. Физической  зависимости, видимо, не возникает, хотя психологическая может развиться. Никаких  серьезных вредных последствий не было обнаружено у нерегулярно употребляющих его людей. Хотя нет точных данных о его тератогенности, каннабис небезопасно принимать в течение первых трех месяцев беременности. Вдыхаемый  каннабис раздражает дыхательные пути и  потенциально канцерогенен. Не установлено, может ли каннабис вызывать психоз. Хотя и сообщалось о связи между этими двумя явлениями (например, Chorpa, Smith 1974), остается невыясненным, причинная она или  случайная (см.: Edwards 1976). Отмечается, что  хроническое употребление каннабиса может  привести к состоянию апатии и вялости (состояние «отсутствия мотивации»). Однако объективное изучение людей, длительное время  употребляющих каннабис, не подтверждает этого (Beaubrun, Knight 1973). Сообщалось о церебральной  атрофии у некоторых употребляющих каннабис  людей (Campbell et al. 1971), но и это не  подтвердилось при дальнейших исследованиях (Со et al. 1977).

СТИМУЛИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА

Эти средства включают в себя амфетамины и родственные им вещества, такие как фенметра- зин, метилфенидат и фенфлурамин. Эти средства  добываются как «уличные» наркотики, часто вводятся внутривенно, чтобы вызвать эйфорию. Они не только быстро воздействуют на настроение, но и вызывают чрезмерную болтливость,  гиперактивность, бессонницу, сухость губ, полости рта и носа, а также анорексию. Расширяются зрачки, учащается пульс, повышается кровяное  давление. Злоупотребление специфическими видами наркотиков могут вызывать сердечную аритмию, иногда — циркуляторный  коллапс. Длительное употребление больших доз может привести к повторяющемуся стереотипному  поведению (например, повторяющееся  отряхивание одежды, причесывание волос). Параноидный психоз, неотличимый от параноидной  шизофрении, также может быть вызван длительным  употреблением больших доз. Его характерные черты включают в себя бред преследования, слуховые и зрительные галлюцинации,  иногда—враждебное и опасно агрессивное поведение (Connell 1958). Обычно это состояние проходит за  неделю, но иногда длится месяцами. Не выяснено, действительно ли такие затянувшиеся состояния являются психозами, вызванными этими  препаратами, или это шизофрения, спровоцированная приемом амфетамина, или просто совпадение. Толерантность к наркотику не выражена, а синдром абстиненции слабый и проявляется в  основном плохим настроением и снижением энергии. Однако психологическая зависимость может быстро развиться. Зависимость от  стимулирующих средств можно распознать по чередованию гиперактивности и повышенного настроения с бездеятельностью и депрессией. Когда есть  подозрение о злоупотреблении амфетамином,  следует как можно скорее сделать анализ мочи,  причем до введения любых фенотиазинов, поскольку эти средства препятствуют анализу на  амфетамин. Профилактика зависит от ограничения доступности этих средств и от осмотрительного их назначения. Врачи должны осторожно  относиться к впервые поступившим больным,  которые утверждают, что страдают от нарколепсии. Лечение острых состояний при передозировке требует седативных средств, а также устранения гиперпирексии и сердечной аритмии.  Большинство токсических симптомов, включая  параноидные психозы, быстро проходят с  прекращением приема стимуляторов. Могут потребоваться нейролептики, чтобы контролировать ярко  выраженные симптомы, но если можно избежать их назначения, то провести дифференциальный  диагноз с шизофренией будет легче. Кроме лечения этих острых состояний,  следует постепенно прекращать употребление  наркотика, оказывая пациенту психологическую поддержку.