19 мая, 2021

Пресс-релиз: Моя семья – моя страна

Влияние стиля воспитания семьи на развитие ребенка

Семейное воспитание – это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям.

Параметры воспитания, которые могут нарушаться:

Внимание и время, которое уделяют родители своим детям (уровень протекции). Выделяют два уровня протекции:

  1. Гиперпротекция – родители уделяют подростку крайне много времени, внимания, когда его воспитание стало центральным делом жизни родителей, основным, чему посвящена жизнь.
  2. Гипопротекция – ребенок фактически лишен внимания родителей. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

Степень удовлетворенности потребностей подростка. Здесь возможны два типа отклонения:

  1. Потворствование. Родители стремятся к максимальному удовлетворению любых потребностей ребенка, его «балуют». Любое желание для них – закон. Родители ссылаются на «слабость» ребенка, его исключительность, желание дать ему то, чего в свое время был лишен сам родитель, то, что ребенок растет один, без отца, и др.
  2. Игнорирование потребностей ребенка. Недостаточное стремление родителя к удовлетворению потребностей подростка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте и общении с родителями, в их любви.

Количество требований к ребенку в семье:

  1. Чрезмерные требования. Повышенная моральная ответственность. Требования очень велики; непомерны, не соответствуют возможностям ребенка. На ребенка перекладывается более или менее значительная часть обязанностей родителей (ведение хозяйства, уход за малолетними детьми). От ребенка ожидают значительных и не соответствующих его способностям успехов в учебе либо других престижных занятиях.
  2. Недостаточность обязанностей Ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье.
  3. Чрезмерное количество требований-запретов. Перед ребенком ставится огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность.
  4. Недостаточность требований-запретов. В этом случае, наоборот, ребенку все можно. Ребенок предоставлен сам себе и не имеет никаких ограничений.

Строгость наказаний. Здесь также встречаются варианты от чрезмерной строгости наказания до их минимализации и отсутствия.

Устойчивые сочетания различных параметров воспитания представляют собой стиль воспитания.

АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

Родители требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, решают за ребенка, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка.

Характерным чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты:

1 вариант – развитие слабой жизненной позиции:

потеря чувства собственного достоинства;

потеря способности принимать решения, отвечать за выбор;

потеря собственных желаний.

2 вариант – развитие деспотической личности:

ненависть к родителям;

решение вопросов только силой (кто сильнее, тот и прав);

грубое, циничное, деспотичное и хамское поведение и отношение к окружающим;

повышенная агрессивность и конфликтность.

Рекомендации:

Учитывайте позицию ребенка, его побуждения, желания и переживания. Попробуйте ненадолго поставить себя на его место!

Старайтесь давать инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа.

Старайтесь говорить доверительным тоном.

Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с ним обсуждены и приняты родителями и ребенком.

Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к конкретным его действиям.

Старайтесь уважать личное пространство вашего ребенка, каким бы оно ни было.

Необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.

Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении.

Станьте терпимее к недостаткам подростков. Замечайте как можно чаще в вашем ребенке достоинства.

ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

К отрицательным характеристикам предыдущего стиля семейного воспитания прибавляется отсутствие теплоты в отношении к ребенку.

При индифферентном стиле семейного воспитания возможно развитие у детей эмоциональной отчужденности, тревожности, замкнутости и недоверия к окружающим. Чаще всего, в индифферентных семьях вырастают либо безответственные и неуверенные в себе дети, либо наоборот неуправляемые и импульсивные. В лучшем случае дети таких родителей все же становятся сильными, творческими, активными людьми. Формирование личности в таком случае во многом зависит от среды вне семьи.

Рекомендации:

Включитесь в жизнь своего ребенка. Будьте активным участником всех его интересов, проявите инициативу.

Составьте четкую систему запретов, чтоб ребенок почувствовал грань дозволенности.

Обговорите его обязанности и права в семье, дайте поручение по дому, которое закрепится за ним.

Проявите «душевную теплоту», говорите «по душам», постарайтесь перевести отношения в дружественные и доброжелательные. Беседуйте с ним на интересующие его темы, таким образом, вы покажите, насколько ребенок для вас важен.

Любите его и не бойтесь ему про это сказать.

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ (ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ)

Родитель позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не помогает подростку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности.

При либеральном стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности:

1 вариант – свободный, но безучастный:

неспособность к близости и привязанности;

безучастность в отношении близких («это не мои проблемы, мне все равно»);

отсутствие желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать;

мало «душевного тепла».

2 вариант – личность «без тормозов» и «без запретов»:

хамство и вседозволенность;

воровство, враньё, распущенность;

безответственность, не умение «держать слова».

Рекомендации:

Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение.

Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка.

Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности ребенка в семье, свои требования и ожидания.

Создайте семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.

Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением.

Помните, что ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни!

АВТОРИТЕТНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ (ИЛИ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ)

Этот стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля со стороны взрослых.

Для родителей характерны:

  • активно-положительное отношение к ребенку;
  • адекватная оценка его возможностей, успехов и неудач;
  • глубокое понимание ребенка, целей и мотивов его поведения;
  • умение прогнозировать развитие личности ребенка.

При авторитетном стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях, характерны:

  • высокая самооценка, самоконтроль;
  • умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки;
  • инициативность и целеустремленность;
  • умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими;
  • способность договариваться, находить компромиссные решения;
  • наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих.

Если в Вашей семье Вам удалось установить такие взаимоотношения, поделитесь своим опытом с другими!

Родители в разных ситуациях могут применять разные стили воспитания. Однако, непоследовательность, хаотический стиль семейного воспитания, который может возникать из-за отсутствия у родителей единой позиции или их боязни показаться малышу нелюбящими, развивают в ребенке импульсивность, неуверенность, нестабильность самооценки, отсутствие ощущения безопасности и предсказуемости.

Нельзя однозначно сказать, что только стиль семейного воспитания оказывает влияние на формирование личности ребенка, тем не менее, вероятность появления тех или иных черт в зависимости от стиля семейного воспитания увеличивается или уменьшается.

Психолог второй квалификационной категории

ОРЗ и ПС УЗ «Могилевский ОЛДЦ»                                  Е.В.Швед