26 ноября, 2021

Детский стресс и его причины

проблемы ребенка – это проблемы его родителей

Стресс сам по себе является не болезнью, а реакцией организма на чрезмерное давление внешних факторов. Между тем повышенная нагрузка на человеческий организм может привести к соматическим симптомам, связанным с физическим и умственным истощением.

*Физические признаки хронического стресса

Обычно у детей организм здоровый и относительно не затронут такими загрязнителями, как табак, чрезмерные дозы кофеина, алкоголь, лекарственные препараты, часто употребляемые взрослыми в борьбе со стрессом. Тем не менее в связи с все более ранним потреблением подростками различных вредных веществ можно задаться вопросом: а вдруг некоторые прибегают к ним, чтобы снять напряжение, связанное с состоянием стресса? Если дело обстоит именно так, то расслабляющее действие некоторых лекарственных веществ грозит быстрым к ним привыканием.

Соматический стресс у детей главным образом выражается в дисфункциях без признанной патологии. Они скоро проходят, стоит факторам стресса ослабнуть. Так, например, боли в животе, достаточно сильные во время учебного года, в период каникул не дают о себе знать.

Физические симптомы детского хронического стресса – это в подавляющем большинстве расстройства сна (проблемы с засыпанием, пробуждение ночью, кошмары…), чрезмерный или плохой аппетит, брюшные (абдоминальные) или головные боли непонятного с физиологической точки зрения происхождения. Когда организм уже ослаблен предшествующими патологиями, то стресс обостряет или увеличивает появление симптомов: аллергии, приступы астмы, кожные заболевания, тики, заикание, мигрени, рвота… Наконец прекрасна известна связь между стрессом и снижением иммунитета. Дети в состоянии стресса особенно чувствительны ко всякого рода вирусам и бактериям и часто наведываются к педиатру.

*Психологические признаки хронического стресса

Здесь можно говорить о расстройстве адаптации. Оно определяется посредством:

-выявления одного или нескольких, поддающихся распознаванию факторов стресса, внезапно появившихся в жизни пациента;

-наличия отклонений в эмоциональной сфере и поведении и /или значительных нарушений навыков общения или успеваемости в школе, которые, если судить разумно, чрезмерны по сравнению с вызвавшими их факторами стресса.

Отклонения в эмоциональной сфере проявляются главным образом в виде составляющих депрессии: заниженная самооценка, чувство бессилия, тоска, торможение, апатия, частые страхи или составляющих, связанных с тревогой: волнения разного рода, раздражительность, напряжение, приступы страха, не связанные с предшествующим событием, боязнь быть непонятым. У подвергнувшихся стрессу детей оба указанных эмоциональных аспекта довольно часто сосуществуют бок о бок.

В поведении симптомы проявляются в виде приступов гнева, напряжения или возбуждения, противопоставления себя окружающим или агрессивности. Детьми овладевают враждебные чувства, у них складывается впечатление, будто окружающие их не понимают, делают все, чтобы подавить их или подвергнуть испытанию.

Важно подчеркнуть, что эти симптомы в считанные месяцы проявляются у ребенка, который до того времени выглядел вполне счастливым. Вот почему родители редко догадываются о происходящем. Другой причины может быть то, что они склонны не придавать большого значения переживаниям ребенка, или ребенок замкнут и мало чем делится, а то и вовсе молчит о маленьких и больших событиях в своей повседневной жизни.

Несколько советов

-Не мешайте ребенку развиваться самому. Не навязывайте ему своих представлений о том, каким ему следует быть.

-Поощряйте его неуемный нрав. Цените все то, что он делает.

-Позволяйте ему вырываться на волю, краем глаза присматривая за ним.

-Не сомневайтесь в своих родительских способностях.

-Вам следует знать: развитие ребенка идет не по прямой и никуда не отклоняющейся линии. В любой момент ребенок в своем развитии может пойти вспять. Но если у него надежные тылы, то все потихоньку вернется на свои места.

-Не считайте себя единственной, кто несет ответственность за будущее – плохое или хорошее – вашего ребенка. Вы, разумеется, оказываете влияние на его формирование, но не вы одни. Окажите доверие тем, кто сумел стать предметом его привязанности.

-Верьте в его способности: ребенок не пластилин, из которого можно лепить что угодно, а саморазвивающаяся, обладающая характером личность, и он разберется, кого ему брать себе в учителя.

Психолог УЗ «Хотимская ЦРБ»                                                     Т. Н. Силина