3 мая, 2023

Кризисы возрастного развития детей: как проявляются и как преодолеть?

Кризис возрастного развития – это ситуация, когда ранее сложившееся устойчивое функционирование личности в силу разных причин нарушается, а личность постепенно переходит на новый этап своего развития.

Для любых изменений нужно время, и возрастной кризис – не исключение. В идеале все возрастные кризисы психического развития человека длятся от нескольких месяцев до одного года и заканчиваются адаптацией ко всем произошедшим изменениям. В случае если человек не справляется с этим сам и /или с помощью близких людей, может потребоваться помощь специалиста.

По Д. Эльконину «структура кризисов» следующая:

Эпоха раннего детства (до 3 лет):

*Младенчество (2 – 12 мес.) и «малый» кризис первого года жизни, когда ребенок начинает ходить и исследовать окружающий мир.

*Ранний возраст (1 – 3 года) и «большой» кризис 3 лет, когда идет усиление автономии ребенка, что кратко можно описать словами «я сам».

Эпоха детства (с 3 до 11 лет):

*Дошкольный период (3 – 7 лет) и «малый» кризис (6 – 7 лет), предопределенный началом школьного периода жизни.

*Период младшего школьного возраста (7 – 11 лет) и «большой» кризис по его окончании, когда идет перестройка отношений со старшими и появляется первое ощущение «взрослости».

Эпоха подросткового возраста (с 12 до 17 лет):

*Период среднего школьного возраста (12 – 15 лет) и «малый» кризис (15 лет), когда формируется собственная идентичность, собственное «эго» и самосознание.

*Старший подростковый возраст (15 – 17 лет) и «большой» кризис (17 лет), знаменующий конец эпохи подросткового возраста и начало взрослой жизни.

Поскольку дети более уязвимы для жизненных невзгод, успешное преодоление кризисов – это, прежде всего, забота родителей. Как же все же помочь ребенку преодолеть  возрастной кризис?

*Давать детям выбор в повседневной жизни: с какими игрушками играть, какую одежду по сезону надеть, с кем дружить.

*Хвалить детей, в том числе за мелкие достижения: нарисовал рисунок, научился завязывать шнурки, выступил на утреннике в детском садике.

*Давать детям мелкие поручения: полить цветы, подмести пол, детям постарше выгулять собаку и сходить за хлебом.

*Всегда сохранять самообладание и чувство юмора, уметь переводить неудобные ситуации в шутку, но при этом не высмеивать детей.

*Минимизировать запреты: лучше создать для совсем маленьких безопасную   домашнюю обстановку, когда нельзя дотянуться до розетки, режущих, колющих и бьющихся предметов.

*Провинность и наказание должны быть тесно связаны, наказание должно быть четким, внятным и справедливым.

*Давать оценку исключительно делам и поступкам детей, а не самим детям.

Психолог УЗ «Хотимская ЦРБ»                                                     Т. Н.Силина

Пожалуйста, оставьте свои комментарии

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *